Экологическое движение Зеленые. Тульское региональное отделение.
На главную


      Наш адрес:
                       300002, г.Тула,
                       ул.Галкина, д.3Д.

      Тел./факс.:
                       (4872) 70-23-28

        e-mail:
                       info@greentula.ru

Киотский протокол

Киотский Протокол – это первый международный документ, использующий рыночный механизм для решения «парникового эффекта» как глобальной экологической проблемы.

Суть «парникового эффекта» состоит в следующем: Земля получает энергию от Солнца, в основном, в видимой части спектра, а сама излучает в космическое пространство, главным образом, инфракрасные лучи. Однако многие содержащиеся в ее атмосфере газы - водяной пар, СО2, метан, закись азота и т. д. - прозрачны для видимых лучей, но активно поглощают инфракрасные, удерживая тем самым в атмосфере часть тепла.

В последние десятилетия содержание парниковых газов в атмосфере очень сильно выросло: СО2 - более чем на треть, метана - в 2,5 раза. Появились и новые, ранее просто не существовавшие вещества с «парниковым» спектром поглощения - прежде всего фторуглеводороды. Причина быстрого роста количества парниковых газов очевидна, – человечество сейчас сжигает за день столько ископаемого топлива, сколько его образовывалось за тысячи лет в период образования месторождений нефти, угля и газа. От этого «толчка» климатическая система вышла из «равновесия» и мы видим большее число вторичных негативных явлений: особо жарких дней, засух, наводнений, резких скачков погоды, причем именно это и наносит наибольший урон
Рамочная Конвенция об изменении климата (РКИК) была принята 9 мая 1992 года на заседании ООН и вступила в силу 21 марта 1994 года. В настоящее время сторонами конвенции являются более 190 стран, включая Россию, все развитые страны и страны СНГ. Конвенция призвана объединить усилия по предотвращению опасных изменений климата и добиться стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на относительно безопасном уровне.

В конце 1997 года на Третьей Конференции Сторон РКИК в Киото был принят Киотский Протокол РКИК, закрепляющий количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой, включая Россию, по ограничению и снижению поступления парниковых газов в атмосферу.

В Протокол заложены экономические механизмы международной кооперации. Они основаны на том, что климатические эффекты не зависят от места выброса парниковых газов, а парниковые газы в имеющихся в атмосфере концентрациях прямо не вредят здоровью человека. Эти механизмы получили название «механизмов гибкости Киотского Протокола», здесь имеется в виду гибкость в выборе места и средств.

В России до 98% всех выбросов СО2 (или до 80 % всего эффекта) дает сжигание топлива, но потенциал энергоэффективности и энергосбережения «израсходован» еще только на небольшую часть, в то время как в странах Европейского Союза, в Японии, потенциал уже почти полностью «выбран». Поэтому выполнить тот или иной проект и снизить выброс в России существенно дешевле, чем в большинстве развитых стран. Согласно Протоколу, развитые страны и страны с переходной экономикой могут совместно осуществлять проекты по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу на территории одной из стран и затем «делить» полученный в 2008-2012 гг. эффект – «передавать» друг другу полученные «единицы снижения выбросов». Такие проекты получили название «проектов совместного осуществления». В России на данный момент имеется девять таких проектов, официально принятых как российской, так и зарубежной сторонами. Для сотрудничества с развивающимися странами предусмотрен в целом сходный механизм выполнения проектов, который получил название «механизм чистого развития».

Кроме этого, предусмотрен механизм «торговли квотами» на выбросы. Обязательство той или иной страны не превысить в среднем за 2008-2012 гг. определенный уровень выбросов интерпретируется как наличие у страны общенациональной квоты на выбросы – разрешения на выброс равный обязательствам. Таким образом, квота России равна ее выбросу в 1990 году. Если страна не расходует свою квоту полностью, то она может переуступить или продать «свободную» часть другой стране.

К настоящему моменту Киотский протокол ратифицирован 106 странами и только 2 страны - США и Австралия от него отказались. Теперь для вступления протокола в силу требуется ратификация Россией, доля выбросов которой составляет 17 % от общемирового.

Все действия, происходящие в мире с участием стран, ратифицировавших Киотский протокол, свидетельствуют о том, что международный рынок торговли квотами будет сформирован, несмотря на отсутствие США (до 2013 года).

Выполнение Россией своих обязательств

В России до 98% всех выбросов СО2 (или до 80% всего эффекта) дает сжигание ископаемого топлива: угля, газа и нефтепродуктов. Это означает, что в России проблема снижения выбросов – это проблема энергоэффективности и энергосбережения. За период с 1990 до 1999 гг. выбросы парниковых газов в нашей стране сократились почти на треть, и их общий объем составляет примерно 1880 млн. тонн СО2-эквивалента. Начиная с 2000 г. выбросы парниковых газов увеличиваются, что обусловлено экономическим ростом (рост ВВП составил 108% в 2000 году и 105,5% - в 2001). На период до 2010 года прогнозируется рост ВВП около 5% в год.

Объем выбросов парниковых газов в первый период обязательств (2008-2010 гг.) зависит от экономического развития страны, структурных преобразований в экономике и мер по регулированию топливно-энергетического сектора. Согласно «Основным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу», темпы роста ВВП на период до 2010 года позволят увеличить его объем примерно на 29-30% к 2004 году и на 70-80% к 2010 году (в сравнении с 1999 годом).

Экономический рост потребует увеличения к 2010 году внутреннего потребления первичных топливно-энергетических ресурсов на 14,6%. Ожидается увеличение добычи газа на 11%, нефти - на 10% и твердых энергоносителей - на 34%. Производство электроэнергии в этот период потребуется увеличить на 40%. Важнейшей задачей социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу является снижение энергоемкости ВВП на 36% (12% -за счет технологической модернизации, и 24% - за счет структурной реформы).

Сегодня наибольший вклад в общие выбросы СО2 от промышленных источников вносят энергетический сектор (около 45%), металлургия (11%), транспорт (10%), промышленность стройматериалов и химическая промышленность (примерно 7%). К 2010 году ожидается увеличение до 11% доли домохозяйств в суммарных выбросах СО2; (против 6% в 1990 году). Таким образом, снижение доли энергетики в экономике страны даже при увеличении доли промышленности приведет к сокращению выбросов парниковых газов. Оптимизация цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, продолжение структурных преобразований позволят выстроить рациональную динамику издержек изготовителей на использование электроэнергии, газа, услуг трубопроводного транспорта и т.д.

Таким образом, по данным Минэкономразвития России, под влиянием всех вышеперечисленных факторов в среднем снижение выбросов парниковых газов по отношению к уровню 1990 г. составит в первый период обязательств (2008-2012 годы) около 3 млрд. тонн СО2-эквивалента, или ежегодно, в среднем на 600 млн. тонн СО2-эквивалента (на 20%) ниже, чем в 1990году. То есть Россия, наверняка выполнит количественные обязательства.

Для России это, прежде всего, означает энергосбережение и переход на современные энергоэффективные технологии. Киотский Протокол конвенции - это первый международный документ, использующий рыночный механизм для решения глобальных экологических проблем. По Киотскому протоколу, в 2008 - 2012 гг. развитые страны в целом должны снизить уровень выбросов парниковых газов, в основном СО2, на 5% от уровня 1990 г. От России снижения пока не требуется. Протокол никак не сдерживает наше экономическое развитие, но заставляет постепенно готовиться к снижению выбросов и больше заботиться о рациональном использовании энергии и тепла, создавая для этого дополнительные стимулы. Очень важно экологически грамотно этим воспользоваться.



НОВОСТИ
2016-06-01 1 июня - Международный День защиты детей
День защиты детей ? один из самых старых международных праздников; его отмечают во всем мире с 1950 года. Решение о его проведении было принято Международной демократической федерацией женщин на специальной сессии в ноябре 1949 года. ООН поддержала эту инициативу и объявила защиту прав, жизни и здоровья детей одним из приоритетных направлений своей деятельности.
2016-05-31 В Госдуме обсудили законопроект о создании "зелёного щита" вокруг мегаполисов
31 мая в Государственной Думе состоялось расширенное заседание секции Высшего экологического совета Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии по теме: «Актуальные проблемы правового регулирования создания лесопарковых зеленых поясов крупных городов».
2016-05-31 Анатолий Панфилов: "Нам не составит труда пройти 3-процентный барьер"
Лидер "Зелёных" Анатолий Панфилов в интервью "Коммерсанту": "Наши кандидаты - медийные личности, экологи, занимающие выгодное положение в регионах". В газете "Коммерсантъ"(№93) опубликована статья "Партии прицениваются к голосам".